NATAULS
Суббота, 20.04.2024, 00:06



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Каталог статей ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Категории
Статьи [16]
Разные взгляды на Израильские проблемы.
A/H1N1 [7]
О свином гриппе
Интернет [6]
Новости
Мои статейки [4]
Личные ощущения и размышления.
СРЕДНЯЯ АЗИЯ [8]
Ситуации

Поиск по сайту

Главная » Статьи » Статьи

Движение исламского сопротивления Палестины - ХАМАС

Политические преобразования на Ближнем Востоке за годы, минувшие с начала американского вторжения в Ирак и оккупации этой страны, приняли новое направление. Растущая поддержка Соединенными Штатами Израиля и двоякая политика Вашингтона в отношении ближневосточных событий сосредоточили внимание общественности прежде всего на противодействии вмешательству США в регионе. Поэтому в свете неэффективности и отрицательного опыта преобладающих в регионе политических течений социально-политические события начали развиваться в новом направлении, что говорит, в первую очередь, о росте исламизма в регионе. Победа Движения исламского сопротивления Палестины (ХАМАС) на январских выборах 2006 года в законодательное собрание Палестинской автономии ошеломило буквально всех. Эта победа отодвинула движение ФАТХ на задний план и ознаменовала собой преобразование на политической арене Палестины, свидетельствующее об изменении политических вкусов палестинцев и их склонности к ХАМАС и исламизму.

В свете этих обстоятельств бесспорную победу кандидатов от ХАМАС на парламентских выборах можно назвать политическим землетрясением в Палестине. Причем предварительные толчки этого землетрясения ощущались еще во время выборах в муниципальные органы и городские советы в 2005 году. Победа ХАМАС и поражение ФАТХ на минувших выборах стала очередным шагом исламистов в плане демонстрации своей силы и влияния в палестинском обществе. Она преобразила ХАМАС из вооруженной группировки в серьезную политическую силу. Тем не менее для выявления причин этой победы требуется небольшое изучение истории формирования этого движения и разных взлетов и падений, пережитых им.

Движение исламского сопротивления Палестины, хотя и созданное шейхом Ахмадом Ясином в 1987 году, имеет однако более длинную историю. ХАМАС фактически можно считать детищем египетского Общества Ихван-аль-Муслемин (Братья-мусульмане). Ихван-аль-Муслемин, в свою очередь, было создано в конце 1920-ых годов известным лидером движения «Ихван» Хасаном ан-Наба. Движения «Ихван» в 30-ых и 40-ых годах сумело создать филиалы в Иордании, Палестине, Сирии и некоторых районах Северной Африки. Палестинская ветвь «Ихван-аль-муслемин» была учреждена Саидом Рамазаном, зятем Хасана ан-Наба. Создание филиала «Ихван-аль-Муслемин» в Палестине в 1945 году в свете хрупкой политической ситуации того времени в Палестине и Иордании во многом способствовало его дальнейшему росту и популярности, которая росла невероятными темпами. Главными моментами, заслуживавшими внимания в идеологии «Ихван-аль-Муслемин» было настаивание на исламском учении и дистанциирование от ультранационалистских позиций. Это движения изображало ислам не как личностную религию, а как основный базис общественной жизни. Как следствие, рост популярности «Ихван-аль-Муслемин» в Палестине, а также активную деятельность исламистов можно считать своеобразной политической колыбелью ХАМАС. Сюда же можно отнести движение палестинских студентов. Среди «ихванов» начали свою деятельность и такие личности, как Халил аль-Вазир (известный как Абу-джихад), Салах Халаф и Ясир Арават. В то же время одной из ключевых фигур в «Ихван-аль-Муслемин» был шейх Ахмад Ясин, сыгравший основополагающую роль в рождении ХАМАС. Шейх Ясин в 60-е был задержан и брошен в тюрьму в Египте, однако после 6-дневной войны 1967 года, поражения Египта и оккупации сектора Газа израильской армией, он и ряд других лидеров «Ихван-аль-Муслемин» обрели свободу. Освобождение шейха Ясина и его возвращение на оккупированные территории сопровождалось резкой активизацией «Ихван-аль-Муслемин». В то же время на политической арене Палестины появилась новая мощная сила, ФАТХ или движение за национальное освобождение Палестины. Соперник ХАМАС опирался не на политическое или социалистическое мышление, а также делал упор на исламские, религиозные идеи. Причины присоединения «ихванов» к Организации Освобождения Палестины (ООП) следует искать в общности идеологической платформы. Тем не менее арест духовного лидера палестинского «Ихван-аль-Муслемин», а затем и ХАМАСа шейха Ахмада Ясина агентами сионистского режима обратило все внимание на «ихванов». При этом нельзя забывать, что соперничество «Ихван-аль-Муслемин» и ФАТХ было выгодно прежде всего сионистскому режиму. В этих условиях постепенное признание сионистского режима Организацией Освобождения Палестины, которая изменила свою идеологию борьы в 70-ых годах, в свою очередь, создало почву для роста исламистского движения в Палестине. Исламисты, отвергая всякое соглашательство с сионистским режимом, сумели создать для себя благоприятную социально-политическую атмосферу, особенно с учетом общественных услуг, оказываемых населению оккупированных районов. Следующая важная глава в истории исламистского движения в Палестине открылась в конце 80-ых. В 1987 году шейх Ахмад Ясин заложил основы движения исламского сопротивления Палестины (ХАМАС) с целью вооруженного противостояния израильским оккупантам. На тот момент в израильских тюрьмах было всего несколько членов ХАМАС. Большую часть заключенных в сионистских тюрьмах активистов составляли члены ФАТХ и Исламского общества. Спустя год, в 1988, сионистский режим задержал и бросил в тюрьмы около 20 видных, кадровых членов ХАМАС, в том числе Абдуль-Азиза Рентиси, Ибрагима аль-Язвери и Салаха Шамаду. Арест шейха Ахмада Ясина и других высокопоставленных кадров ХАМАС был своеобразной превентивной мерой Израиля с целью ограничения деятельности ХАМАС. Между тем движению «Исламский джихад Палестины» под руководством Фатхи Шакаки и ХАМАС удалось поднять новую волну антисионистского сопротивления на оккупированную территориях под названием Интифада. После ареста шейха Ясина и других видных лидеров ХАМАС Израилем руководитель Политбюро ХАМАС Муса Абу-Марзук создал внутри ХАМАС новую, военизированную структуру под названием «Бригады шахида Иззаддина Кассама» и активизировал борьбу против израильской оккупации. С возникновением военной ветви ХАМАС антиоккупационная борьба против Израиля вышла на качественно новый уровень, иначе говоря, палестинцы не бросали камни в оккупантов, а оказывали им вооруженное сопротивление. 1990 год можно назвать годом всесторонней вооруженной борьбы ХАМАС против Израиля. Сионистский режим, в свою очередь, арестовывал и бросал тюрьмы кадровых членов и лидеров этого движения, однако этот шаг только усилил социальную базу ХАМАС среди палестинцев. Народная поддержка ХАМАС предоставила руководству этого движения возможность расширить свое влияние в разных слоях палестинцев, особенно среди молодежи.

В разгаре политических событий на Ближнем Востоке присутствие исламистов на социально-политических аренах региональных стран представляет собой не простое совпадение, а целостный политический процесс. Этот процесс свидетельствует о том видном месте, которое исламисты приобрели в исламских обществах в противовес другим политическим течениям. Победа движения исламского сопротивления ХАМАС можно рассматривать в этом же свете. В сегодняшней передаче мы продолжаем изучение истории формирования и развития ХАМАС.

Продолжение палестинской Интифады на оккупированных землям вновь перевело фокус регионального и международного внимания на Палестину и палестино-израильский конфликт. Антиизраильское сопротивление палестинцев, которые одними только камнями вывели из себя израильскую армию и силы безопасности, оказавло также влияние на общественное мнение. Активное участие исламистских группировок, в том числе ХАМАС, в Интифаде внесло заметный вклад в изменение социально-политической атмосферы в Палестине. В начале 90-ых годов политические, экономические и социальные органы сионистского режима испытывали огромное давление, вызванное палестинской Интифадой. При этом другие палестинские движения под руководством Организации Освобождения Палестины (ООП) избрали совершенно иной курс в отношении Израиля, который привел к подписанию мирного, вернее компромиссного, соглашения между ООП и Израилем, соответственно Ясиром Арафатом и Шимоном Пересем, тогдашним министром иностранных дел сионистского режима, в столице Норвегии Осло и, как следствие, к прекращению вооруженной борьбы ООП и признанию Израиля в замен на мир и возвращение палестинцам минимальных прав. Однако договоренность о создании независимого палестинского государства, несмотря на многократные обещания сионистского режима, так и осталась на бумаге. Между тем, после соглашений в Осло ситуация для ХАМАС и прочих борющихся палестинских группировок пуще прежнего осложнилась. Эти трудности, с одной стороны, были вызваны противостоянием властям Палестинской Национальной Администрации (ПНА), на котором руководство ХАМАС, конечно, особенно не настаивало, а с другой, были связаны с усилиями ХАМАС оградить внутреннюю целостность палестинского сообщества от возможных военных ударов. Тем не менее среди палестинцев преобладала общая склонность к поддержке ХАМАС и популярность этой группировка росла изо дня в день. Причиной этой популярности можно назвать, во-первых, вхождение движения ФАТХ в правительство Палестинской автономии и пронизывавшую это правительство коррупцию, а во-вторых, благоразумные действия ХАМАС, которая несмотря на аресты некоторых активистов движения властями ПНА не дала вовлечь себя в вооруженную конфронтацию с руководством автономии. После этого периода, в промежутке с 1995 по 1999 годы, положение ХАМАС несколько изменилось в лучшую сторону. На этом этапе большое число находившихся в израильских тюрьмах членов и руководителей ХАМАС вышло на свободу. С началом Интифады мечети аль-Акса на оккупированных территориях, спровоцированной наглым вторжением Ариэля Шарона на территорию мечети аль-Акса 28 сентября 2000 года, создала условия для перехода ХАМАС в более оперативную фазу борьбу с израильской оккупацией. Эта была наилучшая возможность для ХАМАС, поскольку почти все палестинцы сходились во мнении о необходимости вооруженной борьбы против оккупантов путем проведения самоотверженных операций смертников. В это время сионистский режим не гнушался никакими средствами для преследования, задержания и физического уничтожения лидеров и видных активистов ХАМАС, и даже уничтожения их домов. Однако все эти действия только преумножили упорство, мощь и политическую активность ХАМАС в палестинском обществе. Особую роль в повышении политической, социальной и оперативной роли ХАМАС сыграли такие лидеры как шейх Ахмад Ясин и Абдуль-азиз Рентиси. Популярность Рентиси в силу его красноречия и бесподобного мужества перешагнула даже пределы палестинского общества и он нашел поддержку во многих арабских и исламских странах. В 2002 году американский журнал «Тайм» включил Рентиси в число пятерки самых видных и влиятельных личностей на Ближнем Востоке. Тем не менее настаивание руководства ХАМАС на продолжении вооруженной борьбы против израильской оккупации довольно дорого обошлось этому движению. Сектор Газа и збрИ захлестнула волна терактов, арестов и физических расправ сионистского режима над руководителями и видными членами ХАМАС, организовывавших основные антиизраильские операции. Особое значение сектора Газа в вооруженной конфронтации ХАМАС с Израилем проистекает из географического расположения этого анклава. Такое расположение позволяло ХАМАС наносить ощутимые удары по израильским объектам. Впечатление от этих операций надолго сохранялось в сознании палестинцев и еще больше увеличивало популярность ХАМАС. С нарастанием операций военной ветви ХАМАС, «Бригад Иззаддина Кассама», сионистский режим поставил на свою повестку дня подрыв и ликвидацию военной и оперативной мощи ХАМАС, в частности разработав специальную террористическую тактику. Последовали целенаправленные удары израильской армии по руководству и видным кадрам ХАМАС. В числе самых печальных событий в этом направлении можно привести убийство духовного лидера ХАМАС шейха Ахмада Ясина и его заместителя Абдуль-Азиза Рентиси. Однако физические расправы, в противоположность ожиданиям сионистского режима, не привели к сложению оружия или ослаблению оперативной мощи ХАМАС. Игнорирование этим движением компромиссных соглашений с Израилем и настаивание на реализации всех попранных прав палестинцев пуще прежнего увеличили популярность ХАМАС внутри и за пределами оккупированных территорий. К тому же теракты сионистского режима против руководства ХАМАС, в конечном итоге, привели к дальнейшему усилению этого движения и появлению нового поколения малознакомых лидеров и местных командиров. Помимо того, уход израильской армии из сектора Газа и эвакуация еврейских поселений, проходившие по проекту, предложенному бывшим премьер-министром Израиля Ариэлем Шароном, в конечном итоге обернулись победой вооруженного сопротивления Палестины, в частности ХАМАС. Эта победа сыграла немалую роль в привлечении поддержки общественным мнением  ХАМАС. Как следствие ХАМАС оказалось в более выгодной и превосходящей позиции, нежели ФАТХ, которая до этого, казалось бы, контролирует палестинское общественное мнение. Поэтому сформировалось ожидание, что движение ХАМАС продемонстрирует свою силу в качестве не только успешной вооруженной группировки, но и весомого игрока на политической арене Палестины.

Вторые парламентские выборы в Палестинской автономии прошли в январе 2006 года в условиях, когда в течение десятилетия после первых парламентских выборов в 1996 году в Палестине произошло немало преобразований. В их числе можно привести рост и развал мирного процесса по соглашения в Осло, формирование второй фазы Интифады, получившей названием Интифады аль-Аксы, сооружение разделительной стены вдоль збрИ, смерть Ясира Арафата, уход Израиля из сектора Газа, и наряду с этим, мощное укрепление ХАМАС в качестве революционно-политической силы и образца исламизма на политической арене Палестины. Все эти преобразования имели место в промежутке между двумя парламентскими выборами, в корне изменив ситуацию в Палестинской автономии. Между тем за это же время движение ФАТХ в качестве преобладающей политической силы в Палестине ввиду внутренних проблем и неурядиц фактически утратило свое политическое могущество и лидирующее положение в глазах палестинцев. Несмотря на неустанные усилия руководства ФАТХ по сохранению своих позиций на политической арене Палестины, это движение уступило первые роли ХАМАС. Первым сигналом тревоги, причем не столько для ФАТХ, сколько для сионистского режима, стала победа ХАМАС на выборах в муниципальные советы и городские органы власти на оккупированных территориях. ФАТХ в противодействии политическому росту ХАМАС прибегла к разным уловкам, вроде отсрочки даты парламентских выборов или обращения за помощью к революционным элементам внутри ФАТХ или независимым движениям. Несмотря на все это, в Палестине произошло то, что политологи назвали политическим землетрясением. В противоположность всем прогнозам и к изумлению политических кругов, кандидаты от ХАМАС получили 76 из 133 кресел в законодательском собрании Палестины. Победа ХАМАС представляет еще более удивительной в свете того, что ФАТХ полностью преобладало в структурах власти автономии и в законодательном собрании, а политические деятели ХАМАС отличались неопытностью в политической сфере. Но, как было уже сказано, политические события, приведшие к победе ХАМАС, показывают, что это событие не было чем-то из ряда вон выходящим. В свете ориентации руководства ХАМАС на социально-политическую деятельность ливанской Хизбуллы и культурно-социальные образцы благоустройства «Ихван-аль-Муслемин» в Египте, оно задействовало основную часть своих потенциалов на устройство и управление общественными делами на оккупированных территориях. В числе общественных и экономических мероприятиях ХАМАС по благоустройству населения оккупированных территорий выделаются строительство здравоохранительных (медицинских центров), школ, мечетей, спортивных комплексов и прочая деятельность для общего оздоровления положения в обществе, которой ХАМАС занималась в перерывах между вооруженной борьбой против израильских оккупантов. Такой благоразумный подход существенно улучшил социальное положение ХАМАС, в то время как ФАТХ в силу коррумпированности и политических передряг внутри движения практически забыла о существовании палестинского народа и предпочитала заботиться о своем международном облике. Как было сказано, недовольство палестинцев деятельностью ФАТХ отразилось на итогах выборов. После ФАТХ на выборах, уход израильской армии из сектора Газа, несмотря на всю агитацию ФАТХ и автономных структур, которые называли этот шаг безрезультатным, был расценен как еще одна победа ХАМАС и всего палестинского сопротивления. Таким образом, уход Израиля окончательно склонил чашу весов в пользу ХАМАС. Между тем руководство ФАТХ, особенно молодые, революционно настроенные руководители, позаимствовав некоторые избирательные лозунги ХАМАС о борьбе с коррупцией в палестинской автономии и внутри ФАТХ, попытались все же опередить ХАМАС и разоружить это движение. Но и этот шаг, в представлении политологов, был очевидной тактической ошибкой ФАТХ, которая немало повредила этому движению.

Так или иначе, невзирая на все анализы, на правильные и неверные прогнозы, ХАМАС получила большинство в парламенте и стало ясно, что палестинцы окончательно поменяли свои политические вкусу. Как следствие, традиционное руководство ФАТХ и ПА теперь опасается за свое политическое будущее в свете происходящих в Палестине событий. Эта победа, или вернее политическое землетрясение, повлекла за собой определенные прогнозы и просчеты вероятностей. Многие аналитики пытаются внушить, что ХАМАС после этой победы сменит общий курс. В этой связи отмечается, что у руководства ХАМАС нет иного выхода кроме как взять на вооружение политику ФАТХ, официально признать существование Израиля и продолжать поддержку мирного, вернее компромиссного, процесса. Развязав несколько политических скандалов и оказав серьезное давление на руководство ХАМАС, США, Израиль и ряд европейских государств начали обращаться к ХАМАС в угрожающем тоне, требуя продолжить традиционную политику автономии. Между тем руководство ХАМАС, сделав акцент на продолжении вооруженного сопротивления до тех, пока израильские оккупанты не покинут палестинскую землю, исключило всякую возможность признания Израиля и высказалось за полную реализацию прав палестинского народа. США и Израиль, однако, игнорируя тот факт, что ХАМАС одержала победу на демократических и здоровых выборах, в результате свободного волеизъявления палестинского народа, с самого начала поставили своей задачей задействовать все имеющиеся политические, экономические и агитационные средства для свержения правительства ХАМАС.

Сюда можно отнести и экономическую осаду палестинской автономии, и ужесточение террористических акций Израиля против палестинцев. Карательная политика Израиля и США в отношении палестинцев, которые «осмелились» подать голоса за ХАМАС, резко усилилось за последние месяцы 2006 года. Цель этих мер – заставить палестинцев пожалеть о своем выборе. В то же время США и Израиль всячески оказывали давление на руководство автономии, в частности на Махмуда Аббаса, с тем чтобы лидеры ХАМАС изменили свои позиции или подали в отставку. В этом же плане были предприняты попытки развязать вооруженную конфронтацию между ФАТХ и ХАМАС, которая означала бы нескончаемую междоусобицу в рядах палестинцев. Тем не менее руководство ХАМАС, несмотря на малый политический опыт, проявили благоразумие  и сумели отвести от себя давление как изнутри автономии, так и со стороны внешних врагов. Эта политическая дальновидность с опорой на общественное мнение, уставшее от невыполняемых обещаний традиционного руководства, позволила ХАМАС сохранить свое положение. Поэтому победу ХАМАС на парламентских выборах в Палестине следует считать переломным моментом в политической истории Ближнего Востока, который ознаменовал собой приход весны исламизма в регионе.

Категория: Статьи | Добавил: petsagpav (09.02.2009)
Просмотров: 1163 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Мини-чат

Календарь

Статистика сайта
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

 

Rambler's Top100

Copyright MyCorp © 2024