19 января, в день Крещения Господня (или Богоявления) десятки православных христиан Ташкента совершили погружение в ледяную воду тянущегося через город канала Анхор. С восьми часов утра до полудня туда окунулись около сотни человек. После этого количество купающихся стало быстро редеть и после обеда к станции «Морж», где происходило купание, подходили уже по одному или по двое.
Крещенское купание в Ташкенте, 19 января 2010 года.
Погода благоприятствовала праздничному купанию. Несмотря на аномально теплую зиму, несколько дней назад на Ташкент все же обрушились крещенские морозы, и город даже слегка припорошило снегом. Однако 19 января снова установилась необычайно теплая погода, и снег стал быстро таять. Днем стало припекать солнце, да так, что в некоторых местах даже успели распуститься одуванчики.
На Крещение в Ташкенте распустились одуванчики
Нежданное потепление никак не отразилось на температуре воды канала, которая бывает холодная и зимой и летом, поскольку поступает в него из реки Чирчик, а та, в свою очередь, наполняется водой нижних слоев глубокого Чарвакского водохранилища, до которых солнечные лучи просто не доходят и, соответственно, не прогревают ее. Так что ныряние в зимний Анхор является, в определенной мере, подвигом.
Напомним, что православные христиане отмечают Крещение Господне 19 января. Согласно преданию, в этот день Иисус Христос пришел из Галилеи к реке Иордан, где принял крещение водой от Иоанна Предтечи. Купание на Крещение практикуется во всех христианских странах; для верующих это является не обязанностью, а проявлением любви к Богу, демонстрацией готовности следовать за Христом, который вошел в этот день в воды реки Иордан.
Клуб «моржей» существует в Ташкенте с давних советских времен
Главным действием обряда является троекратное погружение в воду. Согласно народным поверьям, любая вода в естественных водоемах (озерах и реках) в этот день становится святой. Считается также, что купание на Крещение способствует исцелению от всевозможных недугов. Поэтому окунуться в «святую» воду реки в знак своей сопричастности стремятся многие, не пугаясь даже самых сильных морозов. Другие идут в церковь на службу и набирают ставшую «святой» воду там.