Однажды вечером в Хартуме (Судан) Бин-Ладен решил взять свое семейство - четырех жен и 14 детей - в поход.
Он едет по пустыне, находит уединенное место и велит своему старшему сыну вырыть в песке длинные канавы - по росту каждого из членов "хамулы". На дворе - начало 1990-х, и Бин-Ладен считает, что близится война между мусульманами и западными неверными. А сегодня проводятся учения.
"Не думайте о лисах и змеях, - говорит он. - Нас ждут борьба и испытания".
Все дети, в том числе годовалый и двухлетка, лежат в котловине. Ни воды, ни пищи.
Когда наступает ночь, детский голос шепчет в темноте: "Мне холодно".
"Обложи себя грязью или травой, - советует Бин-Ладена. - Тебя согреют дары природы".
Первой жене Бин-Ладена, Нажва, не нравится эта идея.
"Но я напомнила себе, что муж знает о мире гораздо больше, чем любой из нас. Мы все были его жемчужинами, и он хотел защитить нас".
Это - один из эпизодов книги мемуаров "Вырасти Бин-Ладеном", которая выйдет в издании St. Martin's Press. Написана она Нажвой, так и оставшейся замужем за чудовищем, хотя сейчас она живет отдельно от мужа в неизвестном месте на Ближнем Востоке, и четвертым из ее 11 детей сыном - Омаром.
Перед читателем открывается мир, где женщине никогда не позволяют выйти из дома, 12-летних дочерей выдают замуж за 30-летних боевиков "Аль-Каиды", собак используют как мишени на стрельбище и крупнейшие бытовые конфликты возникают на почве того, позволяет ли ислам пользоваться холодильником.
Это не та жизнь, которую Нажва (сейчас ей 51 год) непременно выбрала бы для себя, хотя она и принимает ее, потому что "мой муж говорит, что так надо".
Она не защищает Осаму и не осуждает. Терроризм является его повседневным занятием, делом его жизни. И ей нужно побеспокоиться, чтобы в доме профессионального террориста был порядок.
Несмотря на внешнюю нейтральность, ее история все равно является обвинительным заключением - она показывает нам лидера террористов, которого легко привести в замешательство, который одержим мыслями о давно умершем отце, боится женщин и кто считает своих детей не более чем пушечным мясом.
Нажва выросла в городе-порту повстанцев Латакия в Сирии. Она отказывалась прятать волосы и носила цветные платья, не прикрывая лица и руки. Она посещала школу, играла в теннис и была молодым художником, писавшим портреты и пейзажи.
Она познакомилась со своим двоюродным братом Осамой - 9-летним сыном сестры отца, когда ей было всего 7 лет.
"Он был такой серьезный, добросовестный мальчик, - пишет она. - Он был гордым, но не высокомерным. Он был деликатным, а я не была слабой. Он был серьезным, но не слишком".
Осама - сын Мухаммеда Бин-Ладена, короля строительной отрасли, одного из богатейших людей в Саудовской Аравии. Он имел привычку звать сыновей на проверку, а затем устраивать им порку тростью, если они что-то сделали не так.
Будучи консервативным во всем остальном, Мухаммед с радостью рассматривал лица своих жен под чадрой, а затем просил своего нервного слугу выбрать самую красивую. Мать Осамы, устав от его выходок, развелась с мужем.
Осама говорил с отцом один на один лишь однажды. В возрасте 9 лет он решил, что ему нужен автомобиль. В сопровождении своего отчима он отправился к Мухаммеду.
"Я не дам тебе машину. Я дам тебе велосипед", - ответил отец. Осама вернулся домой разъяренный и отдал велосипед младшему брату.
Много лет спустя в горах Тора Бора в Афганистане Осама рассказал своему сыну Омару: "Затем несколько недель спустя я пережил самый сильный шок в своей жизни. Нам доставили новенький автомобиль. Для меня! То был самый счастливый день".
Вскоре после этого Мохаммед погиб в авиакатастрофе. Омар считает, что события тех дней оставили в душе Осамы глубокие шрамы.
"Хотя мой отец никогда не жаловался, он остро чувствовал свой необычный статус и по-настоящему страдал от отсутствия отца и отцовской любви".
Осама сосредоточился на религиозном образовании, с каждым годом он становился все более консервативным. С Нажвой он флиртовал по-моему, сохраняя для нее лучшие из виноградин, найденных на заднем дворе.
Их свадьба состоялась в 1974 году - ей было 15, ему 17 лет. То был безрадостный брак. Танцы, шутки и смех на свадьбе были запрещены.
Они сразу же отправились в Джедду в Саудовской Аравии, где ей пришлось ходить в "проклятой чадре" и черном балахоне до пят. Ее учеба прекратилась, уроки тенниса были отменены, работа над картинами забыта. Нажва почти постоянно была беременной: Осама сказал, важно родить множество воинов ислама.
"Вряд ли ты станешь плясать от радости, когда муж спит с другими женщинами", или Бин-Ладен: частная жизнь
Мы продолжаем публиковать отрывки из книги "Вырасти Бин-Ладеном", которая выйдет в издании St. Martin's Press (начало читайте здесь!). Написана она одной из четырех жен Бин-Ладена - Нажвой, живущей сейчас отдельно от мужа в неизвестном месте на Ближнем Востоке, и четвертым из ее 11 детей - сыном Омаром.
Она прожила жизнь в затворничестве, общаясь только с членами своей семьи. После почти 30 лет брака она впервые вышла за порог своего дома и рискнула переехать в другое место.
Кондиционер, телевизор, телефон в доме Бин-Ладена были запрещены. Игрушки, которые детям дарили на дни рождения, уничтожались.
Омар страдал астмой, однако лечили ее сотовым медом и луком, так как современная медицина среди фанатиков-исламистов не допускается. Все члены семьи ели только продукты, купленные в тот же день, поскольку о холодильнике не было и речи.
Бин-Ладен взял в жены еще трех женщин, причем одну из них выбрала Нажва, хотя она и признает: "Трудно плясать от радости, когда твой муж живет с другими женщинами".
В 1979 году чета посетила Америку. Бин-Ладен отправился к Абдулле Аззаму, своему учителю и наставнику, который проповедовал джихад в Лос-Анджелесе, а Нажва осталась в Индианаполисе у друзей семьи.
Она вспоминает, с каким изумлением смотрел какой-то мужчина на ее черные саудовские одежды, чадру и платок, когда они дожидались в аэропорту обратного рейса.
"У него челюсть отвисла от удивления, а глаза вылезли на лоб, когда он увидел меня в чадре, - пишет Нажва. - Мне было интересно, что думает об этом мой муж. Я украдкой посмотрела на Осаму: он пристально изучал любопытного".
Американцы, по словам Нажвы, отнеслись к странному семейству вполне по-дружески, но их страна не соответствовала консервативным вкусам Бин-Ладена. "У нас с мужем не было ненависти к Америке, но не было и любви", - пишет она.
В Саудовской Аравии Бин-Ладен стал героем, поскольку он боролся с русскими в Афганистане. Но он начал конфликтовать с королевской семьей после того, как та проигнорировала его предложения о военной помощи и позволила в 1991 году американцам освобождать Кувейт.
Последней каплей, пишет Омар, стал эпизод, когда его отец увидел на своей земле американских женщин-военнослужащих.
"Женщины! Защищают саудовских мужчин!" - воскликнул он.
Под давлением со стороны короля Осама отправился в добровольное изгнание в Судан.
Замужем за чудовищем (Осама Бин-Ладен на "работе" и дома)
Мы завершаем публикацию отрывков из книги мемуаров "Вырасти Бин-Ладеном", которая выйдет в издании St. Martin's Press (начало читайте здесь!). Написана она, как уже сообщалось, Нажвой, одной из четырех жен Осамы Бин-Ладена, и ее сыном Омаром.
В книге описываются два Бин-Ладена. Один радостно работает в своем саду, наслаждаясь видом подсолнухов. Другой не расстается с автоматом Калашникова и тростью, которой побивает сыновей, если кто-то из них невпопад улыбнется.
Один из них настолько смущается, когда его лодка выходит из-под контроля, что плюхается в воду, чтобы никто его не видел. Другой записывает на диктофон тирады с проклятьями в адрес Америки и Израиля, делая паузы лишь для того, чтобы послушать по небольшому радиоприемнику свою любимую станцию - BBC.
Один из них - человек-легенда, посетить которого мечтает каждый радикал, чтобы "подышать с Бин-Ладеном одним воздухом". Другой - инвалид, тщательно скрывающий, что в молодости он ослеп на правый глаз от осколка металла и приучил себя все делать левой рукой, потому что культура, которую он исповедует, презирает слабых и инвалидов, пишет Омар.
Члены семьи Бин-Ладена наблюдают двух Осам. Любимую детьми обезьяну обратил в бегство один из людей Осамы. На это Бин-Ладен сказал: "То была вовсе не обезьяна, а еврей, превратившийся в обезьяну волею Аллаха".
Щенок, которого дети подобрали и принесли в дом, был отравлен газом одним из боевиков "Аль-Каиды", чтобы посмотреть, сколько времени он будет умирать.
Наконец, после нескольких покушений и под давлением Саудовской королевской семьи Осама уезжает из Саудовской Аравии. В 1996 году он нашел пристанище в Афганистане: в горах Тора Бора с талибами они разбили лагерь. Кухня Нажвы состояла из керосинки - на ней нужно было приготовить еду для 10 детей. Дети спали на матрасах, брошенных на бетонный пол, никакой мебели не было.
Бин-Ладен мечтал, чтобы его сыновья стали террористами-смертниками. "Слушайте, сыновья, на стене мечети висит бумага. Это - список мужчин, хороших мусульман, мужчин, которые добровольно согласились стать "шахидами", - любил повторять Бин-Ладен. Один из младших сыновей Осамы побежал в мечеть зарегистрироваться - отец ничего не сделал, чтобы остановить его.
Когда Омар отреагировал на высказывание отца с гневом, Бин-Ладен сказал ему: "Отныне в моем сердце тебе отведено не больше места, чем любому другому мужчине или мальчику во всей стране".
Однажды Омар задал отцу вопрос, связанный с его навязчивой идеей о джихаде: "Когда прекратятся эти убийства и война?"
Бин-Ладен ответил: "Спроси мусульманина, когда он собирается перестать молиться Аллаху. Я буду бороться до самой смерти - буду бороться до последнего вздоха. Я никогда не перестану бороться за справедливость, я никогда не прекращу джихад!"
На вопрос о том, почему он сосредоточен на Америке, Бин-Ладен ответил: "Запомни: Америка и Израиль - это один велосипед с двумя колесами. Деревянное колесо - Соединенные Штаты, стальное - Израиль. Омар, из двух колес Израиль - сильнее. Станет ли генерал атаковать сильного врага? Нет, он сконцентрирует свои усилия на слабом фланге".
Как только Омару исполнилось 20 лет, он бежал из Афганистана и умолял мать сделать то же самое. Нажва решила ехать. Муж неохотно согласился.
В первую неделю сентября Нажва отдала Осаме кольцо, подчеркнув, что это - символ ее любви к нему. "Неважно, что ты говоришь, - я никогда не дам тебе развода", - сказал он.
Тремя днями позже, стоило ей с тремя детьми ступить на землю Сирии, - мир перевернулся. По телевизору она в ужасе видела, как рушатся на Манхэттене башни-близнецы: в Америке совершен мегатеракт, унесший жизни 2991 человек.
Хотя Нажва отказывается критиковать или обвинять своего мужа, она говорит: "Сердцем матери я могу только чувствовать. Сердце любой матери, потерявшей ребенка, рвется на части от боли".
Нажва утверждает, что после 11/9 она ни разу не говорила с Осамой и не знает, где он находится. Омар, полностью вычеркнувший отца и подавший прошение о предоставлении ему вида на жительство в Англии, узнал о мегатеракте в доме своего дяди в Саудовской Аравии.
"Иди сюда скорей! - воскликнул дядя, включив телевизор. - Иди и посмотри, что сделал мой брат! Посмотри, что сделал твой отец! Он разрушил нашу жизнь! Он нас уничтожил!"