11 сентября исполнилось ровно восемь лет со дня чудовищного мегатеракта в США, снесшего с лица земли башни-близнецы Всемирного торгового центре на Манхеттене.
Проигрывает ли Запад в объявленной в тот роковой день исламским фундаментализмом войне цивилизаций? Ответ на этот вопрос пытается дать генерал Яаков Амидрор, бывший глава аналитического отдела израильской армейской разведки (АМАН).
Автор напоминает: в день мегатеракта были захвачены 4 пассажирских самолета. Все они взорвались волею хладнокровных террористов-смертников. В живых не осталось ни одного очевидца. Дрогнули и рухнули башни-близнецы на Манхэттене (погребенными под руинами оказались тысячи людей), а в Вашингтоне один из самолетов обрушился прямо на комплекс зданий Пентагона. Четвертый самолет, взявший курс на Капитолийский холм, взорвался в воздухе неподалеку от Вашингтона.
По мнению Амидрора, дерзкая террористическая атака оказала решающее влияние на США и Запад в первом десятилетии нового, двадцать первого века.
Первым результатом мегатеракта стал непропорционально раздутый штат сотрудников всевозможных охранных компаний, включая государственные. В аэропортах государств Запада поднялась паника - отныне каждого пассажира, даже самого безобидного, проверяют с беспрецедентной строгостью.
Внезапно во многих странах были выставлены охранники у входа в крупные торговые центры и другие общественные места: до 11.09.2001 такая практика считалась общепринятой только в Израиле.
Армии ряда западных государств глубоко увязли в этой войне, конца которой не видно. США вторглись в Ирак, хотя его правитель Садам Хусейн никоим образом не был связан с подготовкой мегатеракта. Зато за годы нахождения в Ираке международных воинских подразделений ситуация в стране зашла в такой тупик, что там чуть не ежедневно совершаются кровопролитные теракты и гибнут сотни ни в чем неповинных людей.
Трудно ожидать, что с выводом из Ирака американских воинских подразделений ситуация в стране нормализуется, предполагает Яаков Амидрор. Более того: при Саддаме главной и единственной сдерживающей силой в Ираке был железный кулак - диктаторский режим, реально устрашавший исламистов. Сейчас - даже на фоне навязанной США демократии - этой устрашающей силы не стало, а с выводом американских воинских подразделений Ираку грозит такое кровопролитие, из-за которого государство может распасться.
В Афганистане еженедельно гибнут либо получают ранения военнослужащие контингента НАТО. Конца вооруженным столкновениям там не видно. Западу не удалось сформировать там дееспособное правительство, которое эффективно противостояло бы "Талибану" - креатуре "Аль-Каиды".
И в Ираке, и в Афганистане ахиллесовой пятой остаются прорванные границы. Новые - свежие силы исламистов беспрепятственно пересылают своим сторонникам деньги и оружие. За границу бегут и те, у кого земля начинает гореть под ногами (именно таким способом спасся и сам Бин-Ладен).
Неудивительно, что многие жители стран Запада охвачены отчаянием. Требование американцев о выводе воинских подразделений из Ирака было услышано администрацией Белого дома и лично президентом Обамой: США отступит из Ирака с поджатым хвостом, не одержав никакой победы. Точно так же - с понуро опущенной головой - отступят США и из Афганистана.
"Аль-Каида" тем временем абсолютно обоснованно похваляется своими достижениями. Первое и главное: исламским фундаменталистам фактически удалось запугать весь мир - вон какие проверки проводятся и в аэропортах, и на других объектах! Разве не в запугивании и заключается главная цель террора?.. И она действительно достигнута: Запад обороняется, а не наступает. Он тратит немереные средства на профилактику терроризма вместе того, чтобы вкладывать их в социальные программы и в здоровье нации.
Впрочем, если рассматривать ситуацию в долгосрочной перспективе, то она не настолько безнадежна, как может показаться на первый взгляд. До сих пор "Аль-Каиде" не удалось свергнуть режим ни в одном из государств, на территории которых орудуют "исламикадзе", - разве что в Йемене появились первые тревожные симптомы. Более того: даже с пропагандистской точки зрения "Аль-Каиде" пока не удалось внедрить свои идеи в подсознание широких масс арабов и мусульман. Даже в тех странах, где фундаментализм получил довольно широкое распространение, например, в Иордании и Ираке, часть граждан инстинктивно отшатывается от его идей по причине чрезмерной его жестокости.
Но главное - в течение вот уже восьми лет "Аль-Каиде" не удалось совершить ни в США, ни в Европе новый показательный мегатеракт, от которого содрогнулся бы весь мир.
Два локальных кровопролития - в Лондоне и Мадриде - не возымели должного устрашающего эффекта, потому что так и остались единичными и не переросли в непрерывную волну терактов. Провалились и усилия "Аль-Каиды" совершить показательный теракт в Израиле либо против его граждан, продолжающих преспокойно путешествовать по всему миру.
Реальных успехов "Аль-Каида" добилась лишь в нескольких мусульманских государствах. Впрочем, это немудрено: среди своих легче спрятаться и проще действовать.
С точки зрения Яакова Амидрора, исход противостояния исламского фанатизма цивилизованным демократиям Запада будет во многом определен тем, как поведет себя западная цивилизация в самое ближайшее время. Опустит руки и перестанет вкладывать средства в усиление борьбы с терроризмом - значит, обречет себя на поражение. Усилит Запад наступление на "Аль Каиду" и ее "дочерние" группировки, особенно в Афганистане, где она чувствует себя уверенно, - значит, получит шанс на победу.
Пока, однако, остается неясным, продолжат ли государства Запада совершенствовать методы работы своих разведок, станут ли оснащать и переоснащать их самыми прогрессивными (и крайне дорогостоящими) технологиями, гарантирующими отслеживание террористов и раннее предупреждение о готовящихся атаках.
Западу, привыкшему к спокойной сытой жизни и категорически не готовому к самопожертвованию, придется продолжить противостояние с носителями ментальности, представляющей собой полную противоположность распространенной в цивилизованном мире. Основополагающей составной ментальности радикального ислама является смерть, возведенная в культ.
У главарей и членов "Аль-Каиды" огромный запас терпения. Для них страдания в подполье - естественный этап подготовки к самопожертвованию, к тому, чтобы стать "шахидами". И главная проблема - как и перспектива победить в войне цивилизаций - заключается именно в той пропасти между ментальностью двух противоборствующих цивилизаций. Победит та из цивилизаций, чья воля к победе окажется сильнее. А сиюминутные успехи или провалы в борьбе с радикальным исламом исхода войны цивилизаций не решают.
|