Что произошло с самолетом А330 Air France, унесшего в океан 228 человеческих жизней? Пока не найдены "черные ящики", на поиски которых отправилась французская атомная подводная лодка "Эмерод", точного ответа мы не узнаем. Однако выловленные в океане части пропавшего лайнера, в частности оторванное от фюзеляжа как по линейке килевое вертикальное оперение самолета, пишет французская газета "Le Figaro", позволяют говорить о предполагаемом сценарии катастрофы.
Главной причиной разрушения самолета в ночном небе посреди Атлантики корреспондент газеты Вероник Гийермар называет выход из строя всех трех датчиков высоты Pitot.
Согласно этому сценарию именно отказ датчиков стал первым звеном фатальной цепи событий.
Датчик скорости Pitot
Все самолеты оснащены тремя датчиками скорости, один из которых аварийный. Трубки датчиков размещены навстречу воздушному потоку по ходу движения самолета. Проходящий через них воздух позволяет рассчитать скорость движения самолета. Но если идет дождь, в них попадает и вода.
Схема действия датчика скорости самолета
"Система дренажа датчиков Pitot не была должным образом отрегулирована, и в них застаивалась вода. Все знали об этом недостатке.
В последние месяцы уже было 6-7 инцидентов, самый опасный из которых произошел с самолетом австралийской компании Qantas", поясняет специалист по авиакатастрофам. По всей видимости, во всех трех датчиках погибшего А330, который оказался в зоне большой турбулентности, замерзла вода, и они перестали передавать информацию. В результате произошло отключение прибора, управляющего тягой моторов, и автопилота.
"В таких случаях в дело вступают пилоты, - объясняет Жерар Фельдзер, бывший командир экипажа А330-340 и директор музея авиации в Ле Бурже. - Они должны вернуть самолет к "базовому управлению", то есть, пилотировать вручную. Самолетом можно управлять и без компьютера. Нужно просто знать пределы конструктивных возможностей самолета в зоне большой турбулентности".
Но проблема в том, что вести самолет, не зная реальной скорости, очень трудно, особенно в таких условиях. Если скорость слишком мала - аппарат упадет, а слишком высокая скорость подвергает самолет чрезмерным нагрузкам. "При подобных перегрузках может целиком оторваться хвостовое вертикальное оперение", - отмечает Жерар Фельдзер. "Аэродинамическое напряжение столь велико, что оно может оторвать от самолета целые куски", - подтверждает специалист по авиакатастрофам.
В таких чрезвычайных обстоятельствах в фюзеляже или в иллюминаторе самолета могла образоваться дыра. Этим может объясняться то, что последнее сообщение с борта указывало на вертикальную скорость 1800 футов в минуту. Такое падение свидетельствует о внезапной разгерметизации самолета. Из него уходит искусственный воздух, который похож на тот, которым дышат на высоте 1500-1800 метров, резко снижается давление, пока не становится таким, как за бортом, на высоте 10 км. "С этого момента корпус самолета подвергается давлению, которое может его разорвать, и самолет рассыпается в воздухе", - говорит эксперт.
Остается вопрос, поднятый профсоюзом пилотов Франции, - почему Аэробус не настоял на выполнении своих рекомендаций и не потребовал категорически заменить все датчики скорости первого поколения? Почему Air France не поспешила это сделать? Почему ASEA, Европейское агентство авиабезопасности, утверждает, что "замена датчиков скорости не была обязательной для обеспечения безопасности полетов"?