Французский композитор, пианист, органист, дирижёр, музыкальный критик и писатель, педагог, музыкально-общественный деятель. Член Института Франции (1881). Почётный член Петербургского отделения РМО (1909). Занимался в Парижской консерватории у Ф. Бенуа (орган), Ф. Галеви (композиция). В 1853—77 органист в соборах Парижа, одновременно (1861—65) преподавал (фортепьяно) в школе Л. Нидермейера. Среди учеников: Г. Форе, А. Мессаже. Концертировал как пианист и дирижёр (исполнял преимущественно собственные сочинения ), в т. ч. в России (в 1875 и 1887). Основал совместно с Р. Бюссином Национальное музыкальное общество (1871).
Наиболее яркая область творчества Сен-Санса - симфоническая и инструментально-ансамблевая музыка : симфония с органом (памяти Ф. Листа, 1886), симфонические поэмы (в т. ч. «Пляска смерти», 1874), концерты, «Интродукция и рондо-каприччиозо» для скрипки и оркестра (1863). В сочинениях Сен-Санса господствуют светлая поэтическая лирика, радостные настроения, сочная жанровость, умиротворённая созерцательность, благородная патетика, сдержанный драматизм. Из опер Сен-Санса выделяется «Самсон и Далила» ( 1876), отмеченная чертами ориентализма. Её отличают эпическая ораториальность, проникновенная лирика и драматизм. С 1872 Сен-Санс вёл интенсивную музыкально-критическую деятельность.
|