NATAULS
Четверг, 18.04.2024, 12:15



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Категории
ПРОЗА [6]
Сказки
ПОЭЗИЯ [4]
Малоизвестные в наше время произведения
МУЗЫКА [6]
Произведения
ЖИВОПИСЬ [8]
Избранное
Узбекистан [49]
Новости
Всего понемногу [368]
С миру по нитке.
Заработок в Интернете [4]
Сайты, на которых можно заработать.

Поиск по сайту

Главная » 2009 » Июнь » 1 » Liter.kz: В Центральной Азии снова звучат взрывы
Liter.kz: В Центральной Азии снова звучат взрывы
20:05
1 июня 2009, 19:56
 
CA-NEWS (UZ) - По ком звонит Ханабад

Май для Узбекистана – это все равно что для России август. Трудно предсказать, что произойдет в этот месяц, но что-то произойти должно. Четыре года назад в солнечном Андижане звучали автоматные выстрелы, а власти страны заявили о попытке боевиков взять штурмом город. Сегодня говорят о теракте на пограничном контрольно-пропускном пункте (КПП).

Liter.KZ, Казахстан
1 июня 2009 г.
Диаз КУСАИНОВ, Алматы

Зачем боевикам понадобился КПП, непонятно. Но заметим, что это не первый случай нападения на пограничные пункты в нашем регионе. В 2007 году неизвестная группа вооруженных людей, пришедшая со стороны Таджикистана, устроила перестрелку на КПП Кыргызстана. В этот раз выстрелы доносились уже из узбекского контрольно-пропускного пункта «Ханабад».

«В ночь с 25 на 26 мая группой из 2–3 бандитов осуществлено вооруженное нападение с использованием взрывного устройства на блок-пост милиции при въезде в город Ханабад Андижанской области (на границе с Киргизией. – Ред.)», – говорится в сообщении генпрокуратуры Узбекистана. Представители этого ведомства предположили, что «группа бандитов проникла на территорию Андижанской области из соседней Киргизии». С этим власти Кыргызстана категорически не согласились. «Заявление генпрокуратуры Узбекистана вызывает у нас удивление. Это дезинформация», – сказал днем позже глава пограничной службы Кыргызстана Чолпонбек Турусбеков.

Партия ислама

По версии Ташкента, за нападением на КПП стоит группировка Исламское движение Узбекистана (ИДУ). Это давний враг узбекского режима, который совершил на территории соседней республики несколько дерзких терактов. Сейчас ее лидер находится в Пакистане, в неподконтрольной властям «зоне племен», где ведет с братьями по вере борьбу с коалицией США. Сейчас в Пакистане жарко не только на улицах, но и в политических кулуарах. Радикальные исламисты взорвали обстановку в стране, усилили свое влияние в двух провинциях и оказались в шаге от столицы. А это может привести не только к падению существующего режима, но и к доступу террористов к пакистанскому ядерному арсеналу.

С начала года им удалось парализовать движение на трассе, соединяющей порты в Индийском океане с афганскими провинциями. Таким нехитрым образом они срывают снабжение армии Пентагона в соседнем государстве. В связи с чем нападение членов ИДУ на узбекский КПП можно рассматривать как открытие «второго фронта» на исламском фронте. Они стремятся закрыть «заднюю калитку» в Афганистан для армии США. Если это так, то американской коалиции противостоит хорошо организованный противник, который способен координировать свои действия на территории площадью несколько тысяч километров.

Но появление боевиков ИДУ – это версия Ташкента. Ответственность за события на границе взял на себя «Исламский джихад». Как сообщил представитель группировки, «одна группа моджахедов подразделения «Маверанахр» организации «Исламский джихад» провела вооруженное нападение на отделения милиции и СНБ (спецслужбы. – Ред.) города Ханабада Андижанской области». По заявлению боевиков, сделанном, кстати, на грамотном узбекском языке с использованием кириллицы, нападение на КПП стало местью за «убийство невинных мусульман». Это не новость для Ташкента. Еще в 2006 году лидер ИДУ также грозил терактами главам Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана, если те не прекратят преследовать мусульман.

Действительно ли это «Исламский джихад», непонятно. Официальный Ташкент не подтверждает и не опровергает существование такой группировки. О ее существовании эксперты слышат впервые. В списках террористических организаций Казахстана, России, Узбекистана и других соседних государств «Исламский джихад» также не значится. Вполне возможно, что это суррогатная «контора», объединившая энтузиастов революционного течения в исламе. Если это так, то это тревожный сигнал для Центральной Азии. В таком случае следует ожидать возникновения новых группировок в нашем регионе, соответственно, и всплеска их активности.

Чудная долина

Ферганская долина – красивый уголок Центральной Азии, зеленый оазис на фоне Памира. Но – увы! – суетное и опасное место. Долина остается слабым звеном в системе региональной безопасности. С одной стороны, это густонаселенный район, где социальные, религиозные и национальные противоречия могут быстро обостриться и накалиться. С другой – за протекающими в долине процессами фактически никто не следит. В прошлом году «сюрпризом» для Бишкека стали волнения в городке Ноокант, когда члены местной религиозной общины (по официальной версии «Хизб-ут-Тахрир». – Ред.) устроили погром в административном здании. После чего в Бишкеке с критикой обрушились на местные власти, которые запустили религиозную сферу, пустив дела на самотек. Не стоит упускать из виду и проблему высокого уровня безработицы, которая ведет к радикализации местного населения. 

О далеко не простой ситуации в Ферганской долине говорит банальная статистика в сфере семейно-брачных отношений. За три года здесь расцвел махровый патриархат. По данным генпрокуратуры Кыргызстана, за это время было возбуждено 98 уголовных дел на граждан (54 из них жители Оша. – Ред.), которые принуждали к браку девушек, не достигших совершеннолетия. Такая статистика говорит о состоянии социальной среды в Ферганской долине – питательной почве для религиозных экстремистов.

Странно, что ни ОДКБ, ни ШОС пока не обращают внимания на «акупунктурную точку» Центральной Азии. В итоге «у семи нянек дитя без глазу». Китай и Россия больше интересуются национальными проектами, касающимися развития республик, например строительством ГЭС в Таджикистане и Кыргызстане или перераспределением энергетических потоков стран Центральной Азии. Но ни то ни другое не может существовать без элементарной безопасности. Так, в 2009 году Туркменистан должен приступить к поставкам газа в Поднебесную в объеме 30 млрд кубометров в год. Но кто даст гарантии, что китайские потребители будут получать углеводородное сырье стабильно и бесперебойно? Ведь подложить под трубу взрывчатку проще, чем построить трубопровод.

Евразийские Балканы

Зато западные исследователи в 90-х годах живо интересовались протекающими в Ферганской долине этническими и религиозными процессами. Изучали местный диалект и культуру, а также составляли национальную карту региона. Трудно не вспомнить о прогнозе экс-советолога Збигнева Бжезинского, который предвещал нашему региону «новые Балканы». Густонаселенные и этнически неоднородные районы, низкая стабильность и большие запасы энергоресурсов, по его мнению, создают предпосылки для «идеального шторма» или большой войны. В таком случае участившиеся нападения на КПП можно рассматривать как первый тревожным симптом «балканской болезни».

«Смертельные» факторы, о которых говорил Бжезинский, действительно существуют регионе, и даже отмечаются фрагментарные всплески насилия. Но сами по себе они не ведут к большой войне в Центральной Азии, поскольку их уравновешивают другие факторы.

Прежде всего, нападение на КПП «Ханабад» трудно сравнивать с этническими чистками на юге Европы в конце ХХ века, которые по размаху стоят на порядок выше «точечного укола» террористов. С другой стороны, Бжезинский верно указывает на противоречия геополитических игроков в Центральной Азии. Но при этом следует отметить, что ни Китай, ни Россия не заинтересованы в присутствии «пояса нестабильности» у своих границ. Это не нужно даже США, которые ведут военную кампанию в Афганистане. Пентагону достаточно одной головной боли, которую создает ему нестабильный Пакистан.

Между республиками Центральной Азии, по словам Бжезинского, наблюдаются противоречия, которые осложняются слабым региональным сотрудничеством. Но этот аргумент начинает выпадать из сценария «евразийских Балкан». Республики стараются решать свои проблемы дипломатическим путем. Об этом говорят такие мероприятия, как конференция по Аралу или урегулирование водно-энергетических проблем региона за общим столом. Более того, последнее «обособленное» звено Центральной Азии – Туркмения также стала проявлять интерес к сотрудничеству на региональном уровне. Очевидно, что центробежные тенденции уходят в прошлое.

Азиатский маятник

Способен ли теракт нарушить баланс сил в Центральной Азии? Все зависит от того, как поведет себя Узбекистан. Пока Ташкент не стал бурно реагировать на событие, которое не нарушило его распорядка дня. 26 мая, по сообщению информагентств, глава Узбекистана Ислам Каримов отбыл в Бразилию, где планируется подписание документов, «направленных на углубление взаимодействия двух государств в различных областях».

Вместе с тем Узбекистан сейчас находится на распутье. С одной стороны, он вышел из ЕврАзЭС и игнорирует саммиты промосковского блока ОДКБ, с другой – постепенно восстанавливает отношения с США после андижанских событий. Как заявил недавно в Ташкенте заместитель помощника торгпреда США в странах Южной и Центральной Азии Клаудио Лилиенфелд, «я вижу большой потенциал для расширения торговых отношений между Узбекистаном и США, надеюсь, что мы продолжим сотрудничество по этому вопросу».

После того как в феврале власти Кыргызстана попросили США освободить взлетно-посадочную полосу столичного аэропорта, Америка заинтересована в налаживании отношений с Ташкентом. Сейчас дипломаты США рассчитывают переубедить Бишкек, чтобы он пересмотрел свой статус в рамках антитеррористической кампании. Но пока безуспешно. В связи с чем они начинают рассуждать по-русски: надежда умирает последней. Спасти положение может Узбекистан, на территории которого до 2005 года действовала американская авиабаза.
Однако большие надежды на Ташкент США все-таки не стоит возлагать, поскольку складывается впечатление, что Узбекистан устал играть в «пинг-понг» в Центральной Азии, занимая сторону то одного геополитического игрока, то другого. Ташкент постепенно приходит к мысли, что проблема безопасности – это его собственная проблема. В связи с чем начнет придерживаться традиционного для стран Центральной Азии фарватера многополярности. Это значит, что Ташкент, не отдавая предпочтений ни США, ни России, станет соблюдать баланс интересов между ними.

Тем более, как замечает в интервью «Литеру» российский эксперт – старший научный сотрудник Российского института стратегических исследования Аждар Куртов, накануне нападения на КПП «Ханабад» генсек промосковского блока ОДКБ Николай Бордюжа посетил Ташкент, по итогам чего было заявлено о том, что секретариат организации готовит документ о создании мощной группировки в Центральной Азии. «По всей видимости, Бордюжа получил согласие Ташкента на подобного рода развитие событий», – заключает эксперт. 

Правила игры

Безопасностью Центральной Азии занимаются Россия, Китай и США. Каждая из стран говорит об ответственности за регион. При этом спокойнее и безопаснее в регионе от этого не становится. Центральная Азия для России – это сфера традиционного влияния, для Китая – поставщик энергетических ресурсов, от которых зависит устойчивое развитие страны в XXI веке, для США – точка на карте, позволяющая влиять на стабильность в Афганистане и контролировать Иран. Каждая из стран преследует свои узкие интересы и вкладывает в проблему региональной безопасности свой смысл. 

Но есть у такого положения и другая сторона, считает Куртов. «Внешние игроки сдержаны политико-дипломатическими путами при вмешательстве во внутренние дела. У США нет той свободы рук, какую имеют Россия и Китай. Обе страны состоят в одном случае в ОДКБ, в другом – в ШОС. Обе организации декларируют безопасность, но они не вмешиваются в улучшение пограничной ситуации, скажем, между Таджикистаном и Узбекистаном. Дипломаты в Москве и Пекине считают, что не надо этого делать, так как неизвестно, как помощь будет воспринята. Вместо этого предпочитают закрывать глаза и заниматься другими проблемами. Это, кстати, вопрос об эффективности ШОС», – говорит российский эксперт.
«Пока общество само не стабилизируется, внешняя стабилизация осуществляться цивилизованными способами может редко. Проще было в прошлом: пострелять и наказать бунтовщиков – и вроде все успокоится», – говорит Куртов. Сегодня в Центральной Азии нет жестких правил «Большой игры» XIX века, о которых повествовал Редьярд Киплинг в романе «Ким», – когда агенты российских и английских спецслужб отстаивали интересы своих держав в Центральной Азии и Афганистане, а военная машина великих империй могла прокатиться по маленьким ханствам, оставив после себя людские жертвы. «Сегодня главным игрокам работать увещеваниями, и это для них сложная задача», – считает Куртов.
 
Категория: Узбекистан | Просмотров: 445 | Добавил: petsagpav | Теги: Узбекистан | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Мини-чат

Календарь

Статистика сайта
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 

 

Rambler's Top100

Copyright MyCorp © 2024