По сообщениям узбекских властей, в ночь на вторник группа неизвестных совершила вооруженный нападение на блокпост милиции при въезде в город Ханабад Андижанской области.
«Голос Америки», США 29.05.2009 Наджия Бадыкова
В тот же день в городе Андижане неизвестное лицо осуществило самоподрыв, в результате которого погиб сотрудник милиции, и еще несколько человек получили ранения. Официальных заявлений о том, кто были нападавшие, и какие цели они преследовали, пока не поступало.
Недостаток достоверной информации из региона стал причиной появления различных слухов и домыслов, среди которых пока выделяются две версии – либо происшедшее было вылазкой исламистов, имеющих связи, как с Талибаном, так и с Исламским движением Узбекистана, либо это были криминальные разборками за контроль над местным бизнесом.
«Голосу Америки» удалось связаться с Алишером Хамидовым, который в настоящее время ведет научные исследования в Кыргызстане для американского Университета Джонса Хопкинса, и находится неподалеку от границы с Андижанской областью. По его мнению, самая большая проблема – это недостаток информации, поэтому разного рода слухи расползаются по всему региону и создают дополнительную напряженность.
Так, житель Андижана, пожелавший не называть своего имени, объясняя происшедшее, сослался на экономические и социальные тяготы, от которых страдает население Андижанской области: « Люди в отчаянии. Около 90 процентов населения – безработные. Относительно нападения – многие считают, что не имеет значение, кто совершил его. Это похоже на крик отчаяния и протест против произвола властей. У людей просто нет другого способа выражения недовольства. Я не думаю, что нападавшие были представителями каких-то там вооруженных экстремистских групп».
Алишер Хамидов напоминает в этой связи: «Андижанская область всегда была под пристальным вниманием властей, здесь всегда было много верующих, здесь близко проходит граница более прогрессивного Кыргызстана. После андижанских событий 2005 года, Ташкент усилил контроль в целом за всей областью».
Однако Хамидов не считает, что участники недавнего вооруженного нападения на блокпост в Ханабаде и взрыва в Андижане имели связи с религиозно-экстремистскими группировкам.
«Клановая система Узбекистана устроена так, что власти на местах зачастую оказываются сильнее центральной власти, которая попросту иногда не владеет информацией о том, что происходит в регионах» - говорит Алишер Хамидов. По его мнению, то, что произошло в Ханабаде и Андижане – «это выяснение отношений между представителями бизнеса и местной клановой властью».
Положение бизнеса после андижанских событий 2005 года сильно ухудшилось, считает он: «Местные власти боятся, что бизнес может набрать не только экономическую силу, но и завоевать популярность среди простых граждан, что, в конечном счете, приведет к очередной конфронтации с властями».
Профессор американского университета Джорджа Мэйсона Эрик Макглинчи тоже полностью исключает версию о том, что нападение было организованно экстремистскими религиозными группировками. По его мнению – «это естественное развитие событий для региона, где на лицо срастание ислама и бизнеса, которые вступают затем в конфронтацию с местной властью. Ислам пополняется финансовым капиталом и набирает силу, однако не следует думать, что за этим стоит какой-то изначальный замысел. Просто в этом регионе очень сильны религиозные настроения».
По мнению профессора, хотя нападавшие вполне могли быть религиозными людьми, это не дает основание придавать всему инциденту религиозно-экстремистскую окраску.
И так, что же на самом деле произошло в Ханабаде и Андижане? Будем надеяться, что правда о событиях в регионе рано или поздно станет достоянием гласности.
|