CA-NEWS (UZ) - УЗБЕКИСТАН: КЫРГЫЗСКИЕ ВЛАСТИ ОТРИЦАЮТ, ЧТО ИСЛАМСКИЕ БОЕВИКИ ПРОНИКЛИ В СТРАНУ С ТЕРРИТОРИИ КЫРГЫЗСТАНА
Eurasianet.org 29.V.2009 Дейрдре Тайнан
Кыргызские власти категорически отрицают заявления узбекского правительства, что боевики, осуществившие 26 мая вооруженное нападение на узбекскую часть Ферганской долины, пришли с территории Кыргызстана.
Узбекские власти настаивают, что данные инциденты – в том числе подрыв террориста-смертника в Андижане и вооруженное нападение по меньшей мере на два объекта в пограничном городе Ханабад и его окрестностях – были делом рук исламских боевиков. Ответственность за совершенные нападения взяла на себя группировка под названием "Союз исламского джихада", связанная с Исламским движением Узбекистана.
Даже если нападения и были осуществлены боевиками этой группировки, они пришли не с территории Кыргызстана, настаивают бишкекские власти. "Официально заявлять о том, что не соответствует действительности, – это вызывает недоумение", – отметил на состоявшейся 27 мая пресс-конференции зампред Пограничной службы Кыргызстана Чолпонбек Турусбеков. Он имел в виду заявление, сделанное накануне узбекской прокуратурой, в котором говорилось, что боевики проникли на территорию Узбекистана из Кыргызстана. "Это дезинформация", – добавил Турусбеков.
В кругах политиков и политических обозревателей южного Кыргызстана утвердилось мнение, что узбекские власти пытаются отвлечь внимание от собственных промахов в решении политико-экономических и социальных проблем Узбекистана. "Это их, а не наша, внутренняя проблема", – говорит Кадырбек Джакупов, оппозиционный политик от партии "Ата-Мекен" из города Джалал-Абад в южном Кыргызстане.
Ошский политический аналитик, хорошо информированный о происходящих в узбекской части Ферганской долины событиях, рассказал нам на условиях анонимности, что социальная напряженность на узбекской стороне границы достигла взрывоопасного уровня. По его словам, столкновение 26 мая в Ханабаде не было единичным инцидентом. "Перестрелки … не редкость в Узбекистане, но так как это происшествие [инцидент в Ханабаде] произошло на границе, информация о нем получила распространение", – отмечает он.
По словам эксперта, его не удивило утверждение узбекской стороны, что боевики пришли в Узбекистан из Кыргызстана. Одновременно с этим он отверг идею о причастности к инциденту Кыргызстана. "В случившемся в Андижане в 2005 году сначала обвинили кыргызов, но потом было проведено расследование и обнаружилось, что обвинения Узбекистана не имеют на самом деле никакого основания. Сейчас Узбекистан пытается проделать то же самое", – добавил наш собеседник.
На взгляд завотделом Средней Азии московского Института стран СНГ Андрея Грозина, заявления Узбекистана о причастности Кыргызстана являются несостоятельными. Он считает, что Ташкенту нужно взглянуть в глаза реальности и осознать, что распространению исламского радикализма в стране способствует репрессивный курс самого узбекского правительства. "Я очень скептически отношусь к версии о том, что террористы пришли из Кыргызстана, – отмечает Грозин. – Сомневаюсь, что террористы воспользовались бы магистральными путями, чтобы проникнуть в страну и затем покинуть ее".
По официальным данным Узбекистана, в результате подрыва террориста-смертника в Андижане один сотрудник милиции погиб, несколько прохожих получили ранения. В Ханабаде ранен один сотрудник правоохранительных органов. По информации же узбекского оппозиционного сайта UzNews.net, в результате данных инцидентов погибли по меньшей мере 16 человек.
Как рассказал EurasiaNet источник в Узбекистане, силовые структуры произвели усиление во многих районах Ферганской долины, включая Андижан. Правда, 27 мая узбекские власти вновь открыли пограничные переходы с Кыргызстаном.
В Андижане ходят слухи, что нападения 26 мая устроила новая группировка боевиков, известная как "Черные бороды". "Люди боятся выходить на улицу, – говорит наш источник. – Все… боятся повторения событий 2005 года".
Самоподрыв смертника в Андижане, похоже, подтверждает версию о том, что за нападениями 26 мая стоят исламские боевики, связанные с заграницей. Но программа их действий по-прежнему остается пищей для домыслов и предположений, отмечает Грозин.
"У меня создается впечатление, что события 26 мая являются своего рода рода пиар-кампанией, призванной показать, что они [исламские бовики] бросили вызов властям, – говорит Грозин. – Они хотят продемонстрировать, что набирают силу и намерены вернуть свои позиции".
"В Узбекистане много "черных бород" и других подпольных исламских террористических группировок, – добавляет эксперт. – Они не обязательно связаны между собой. Одни могут иметь отношение к "Аль-Каиде", другие могут действовать сами по себе".
От редактора: Дейрдре Тайнан является журналистом из Бишкека.
|