Высокопоставленный деятель ХАМАСа Рамзи Барум опубликовал сегодня в своем интернет-блоге на английском языке пространный пост, в котором сосредоточил внимание на легитимации ХАМАСа на международной арене, прежде всего - на Западе.
Барум оспаривает бытующее в некоторых кругах убеждение о том, будто ХАМАС был создан... израильскими спецслужбами! "Несмотря на то, что в данном утверждении немало иронии, у него есть своя история, - пишет Барум. - Является ли ХАМАС результатом работы израильского Моссада?"
Конечно, нет! - возражает Барум. Подобные теории может выдвигать лишь тот, кто абсолютно не знаком с общественным устройством сектора Газа, историей, экономикой и религией, которую исповедует ХАМАС.
Барум напоминает: "В те годы, когда палестинцы страдали от бедности, голода и издевательств под израильским оккупационным режимом, их рупором на международной арене была Организация освобождения Палестины (ООП), однако ее реальная роль на территориях была отнюдь не столь важной, как это казалось".
В результате вакуум заполнили религиозные институции, объясняет Барум и приводит историю возникновения ХАМАСа, уходящую своими корнями (кто ж сомневался!) к Шестидневной войне, когда ЦАХАЛ, напомним, освободил Иудею, Самарию, сектор Газа, Иерусалим и Голанские высоты.
Поначалу, напоминает Барум, религиозные исламские учреждения в секторе Газа занимались в основном вопросами образования и оказания поддержки беднякам, из-за чего светская ООП беспощадно критиковала их за "пацифизм".
Правда, однако, заключается в том, что исламское движение в Газе даже на зачаточной своей стадии никоим образом не страдало от недооценки важности вооруженного сопротивления "оккупантам". Просто мудрые исламисты понимали, что "этому крайне уязвимому народу потребуется немало лет на то, чтобы превратиться в реальную (военную) силу".
"В этих целях представители религиозного движения (будущего ХАМАСа - ред.) десятилетиями готовили почву, возводя мечети, занимаясь строительством детских учреждений, больниц, школ и т.д.", - объясняет Барум.
Период с 1967 по 1975 год он называет "временем строительства мечетей".
"Мечеть была центральным институтом, оживлявшим и укреплявшим в Газе исламские круги", - подчеркивает он.
За период с 1967 по 1987 год количество мечетей в секторе Газа увеличилось с 200 до 600. Появились исламские клубы, благотворительные организации, объединения студентов и т.п. Все они стали не только местом встречи единомышленников, но и идейным, идеологическим центром воспитания минимум двух поколений борцов за освобождение Палестины.
В 1973 году Исламский центр был основан в городе Газа - он и стал штаб-квартирой ХАМАСа. "Было ясно, что данный центр является продолжением египетского движения "Мусульманских братьев", - пишет Барум.
И так как на том этапе исламисты рядились в одежды благотворителей и не декларировали целью своего движения вооруженное сопротивление, Израиль их не трогал. Кроме того, благотворительная деятельность религиозных авторитетов позволяла израильским властям экономить огромные деньги, так как часть услуг исламисты оказывали населению самостоятельно, за свой счет.