Сегодня будут опубликованы результаты Международного теста по определению уровня изучения математики и наук в школах - TIMSS (Trends in International Mathematics and Science Study).
Результаты тестирования школьников обычно держатся в секрете, однако в этом году частичные результаты стали известны австрийской газете "Osterreich". В конце прошлой недели газета опубликовала результаты по 20 из 36 стран, принявших участие в тестировании.
Для Израиля этот год оказался крайне неудачным. Если в 2003 году по математике израильские школьники подняли свою страну с 28 на 19 место, то в нынешнем наша страна снова скатилась на 24 место. Та же картина по дисциплине "наука" - в 2003 году Израиль поднялся с 26 на 23 место, а в 2007 году опять отступил на 25 место. Экзамен проводился в 2007 году, в нем приняло участие 425 тысяч учащихся 5-го класса из 36 странах мира.
Зато такие страны, как Гонконг, Сингапур, Тайвань, Япония, Венгрия, Англия, Россия, Голландия, Латвия и Казахстан заняли первые 10 мест (в порядке убывания).
Специалисты и чиновники минпроса утверждают, что причина низких результатов израильских школьников по точным наукам кроется в том, что школьные учителя не знают математики. Декан педагогического факультета Бар-Иланского университета проф. Замира Меварех подчеркивает, что израильские учителя математики относятся к предмету технически и не учат детей мыслить и импровизировать. В такой ситуации школьникам загружают память массой информации, но не учат связывать различные явления".
Ей вторит декан факультета компьютерных наук академического колледжа управления проф. Шмуэль Ициккович: "Израильские учителя математики не на должном уровне, а система обучения основана на зубрежке".
Будет нелишним отметить, что 30 лет назад израильские школьники занимали первые места на международных состязаниях по математике.
Чем объясняются потрясающие успехи последних лет школьников из дальневосточных стран?
Специалист по преподаванию математики из педагогического факультета Хайфского университета д-р Михаль Йерушалми полагает, что секрет в буддистской культуре стран Дальнего Востока. "Буддистская культура воспитывает в учащихся в первую очередь послушание, а вовсе не более глубокие знания математики, - говорит М. Йерушалми, - Если японских или китайских учащихся проэкзаменовать на знание других предметов, например, географии, то, скорее всего, окажется, что и по этой дисциплине они на первом месте .В странах Дальнего Востока, есть культура послушания и дисциплины".
"В наших школах такого нет. - продолжает она - В азиатских странах задают много домашних заданий. Там делают упор на прилежном и интенсивном упражнении знаний. В Японии даже в школьных туалетах висят плакаты, на которых написано: "Ты уже сделал упражнение по математике?" Там ученики относятся к учебе намного серьезней. Я не уверена, что такая модель подходит Израилю, но и с нынешним разгильдяйством, непослушанием и ленью школьников мириться нельзя. В азиатских странах математике выделяют намного больше часов. Когда в Японии вдруг начал падать уровень знаний, они немедленно добавили количество часов по математике".
Хочется спросить ученых мужей и жен, на какой дороге евреи растеряли свою традицию учебы и тяги к знаниям, которые отличали этот народ тысячелетиями?